Трон

 

 

Один из вариантов ритуала интронизации ханов, наиболее освещенный в письменных источниках дореволюционного периода – ритуал «Хан котурмак» с использованием белой кошмы (в семиотической интерпретации исследован А.А. Галиевым). Однако в последнее время ученые выдвигают версию о существовании ритуала возведения в ханы с использованием трона и короны. Об этом Н. Атыгаев, ссылаясь на фольклор и письменные источники, пишет: …трон и корона использовались в Казахском ханстве в качестве символов верховной власти и государственности. Своим происхождением они были связаны с монгольскими государственными атрибутами власти [5, с.8]. В свою очередь, А.Ш. Бимендиев считает, что ритуал возведения казахских ханов состоял из двух этапов: «сначала претендента поднимали на войлоке («вознесение» к Небу), затем возводили на каменную плиту-трон». А, «этимология каменного трона (тахт=таг) восходит к древним тенгрианским представлениям тюрков о священной горе» [6, с.75].

 

В некоторых источниках акцент в описании трона  делается на материале (чистое золото), на  элементах, его украшающих (по четырем углам расположены фигуры льва, леопарда, тигра и дракона). В символическом и сакральном значении материал трона – золото – древнейший цветосимвол царских особ. Присутствие реальных и мифических животных имеет символико-семантическое наполнение: лев, леопард и тигр – извечные символы храбрости, смелости и геройства, а дракон – один из древнейших тотемных культов народов Евразии (по версии некоторых ученых, дракон и волк символически тождественны, а по другой — дракон представлялся как первосоздатель вселенной). Их «восседание» на четырех углах трона (четырех сторонах света) воплощают собой мотивы незыблемости власти, государства. Описывая более поздний казахский трон, Т.И. Султанов отмечает, что он представлял собой не богатое украшенное, деревянное кресло, а установленную на возвышении подушку, устланную богато вышитой золотом и украшенной драгоценными камнями подстилкой [10, с.65]. Эту подстилку А.Ш. Бимендиев называет «балдахином». И в этой версии тронного места фигурируют золото и драгоценные камни как символические атрибуты, подчеркивающие особый статус правителя. Сакральными атрибутами верховной власти у казахов в прошлом были трон, корона, перстень-печать, хан-тамга и, конечно же одеяния, характерные для членов султанского сословия.  Вся атрибутика (в комплексе с разными средствами – цвета, материала, действий и т.д.) подчеркивала главную идею – идею божественности правителя – статус ключевой фигуры — хана, наделенной в понимании социума, практически сверхъестественной силой. Тогда как сам ритуал интронизации хана нес в себе следы традиций ранних аналогов, бытовавших в среде евразийских кочевников.

.